РУССКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА
 МУЗЕЙ   ИГРУШКИ   ГОНЧАРЫ   ИСТОРИИ   КНИГА 
Частное собрание
семьи БРЫЖИК

НАСТОЯЩАЯ ДЕТСКАЯ ИГРУШКА

Есть в России старинный городок - Старый Оскол. И городок-то был в давние времена, а сейчас город с населением почти 200 тыс. человек.

Город возник как застава 400 лет назад на южных рубежах Руси. Место сторожевое, высокий берег реки Оскол на слиянии с Оскольцом. Историки утверждают, что в давние времена встречались в этих местах князь Игорь с братом Всеволодом идучи на врага.

Служивые люди построили крепость и стерегли границы от набегов врагов-кочевников. Вокруг крепости зажили слободки - Стрелецкая, Ездоцкая, Ямская, Ламская, Пушкарка. В каждой слободе своя церковь, сохранилась самая старинная - 300-летняя Свято-Троицкая в слободе Стрелецкая. На городской окраине на Казацких буграх жили гончары. Жили, ремеслом и промышляли. Начало промысла неведомо, считается с 18 века. Обжигали кирпич, печные трубы, посуду всякую для надобности и для баловства-забавы ребятишкам - глиняные игрушки-свистульки.
Далее...
Гончарство - дело тяжёлое, мужское. Глину добывали там же, на буграх, потом лежала она в буграх под солнцем-дождём, это называлось летованием. Пластичность лежалой глины улучшалась. А глина-то, только слово одно, а она разная по цвету и свойствам. Особенно ценилась беложжённая, "работали" и красной. Черепок получался звонкий, особенно если мастер умелый и "тянул" крынку тонкостенную, махотку пузатенькую.

Промысел процветал. Из кирпича построен город. Какие красивые красного кирпича старые здания, в одном сейчас работает городской театр для детей и молодежи. Старые кирпичные дома на городских слободских улочках чуть в землю вросли, а голову поднять - труба печная с тех ещё давних времён. По данным 1904 года в Казацкой слободе гончарным промыслом занимались 67 дворов. Сложились семейные династии. В 20-30-е годы гончары объединялись в артели. До 30-х годов прошлого века промысел ещё существовал, но запреты и налоги его губили. В послевоенные годы старики-гончары ещё работали, нужна была посуда.

Помню, что первые годы нашей жизни в Старом Осколе в базарные дни стояли телеги, на соломе лежали крынки, горшки, миски. Раскупалось это добро. Топлёное молоко в крынке это вам не кипяченное. Только из-за этого надо иметь дома крынку.

Жаль, я не знала тогда, что гончарство станет таким дорогим в нашей семье. "Созрели" мы позже уже в годы восьмидесятые. Так случилось, что путешествуя с семьей, мы пришли однажды в Филимоново, что в Тульской области, а, точнее, в деревню Красенки к Елене Кузьминечне Евдокимовой. И не скажу, что глиняные фигурки восхитили меня, но возник какой-то трепет, замирание души. Представилось что это великий, неподъемный пласт неведомых знаний. И вдруг мне становится известно, что в родном городе - давний промысел, живут мастера. Познакомил меня с ними тогдашний директор художественного музея А. Иост.

Так я пришла к добрым, удивительным, необычайно приветливым Ольге Михайловне и Наталье Михайловне Гончаровым. К тому времени они давно жили в городской квартире, от дома на Казацкой осталось только место, да сад, что взбирался в гору.

За несколько лет до моего знакомства "открыл" промысел московский искусствовед Михаил Александрович Никитин. Знал о былом гончарном месте, познакомился на Казацкой Слободе со старым гончаром Е. А. Дороховым, тот и рассказал о сёстрах. Тогда была жива и старшая - Евдокия Михайловна Тарарыева, она жила в соседнем городе Губкине. Потом Наталья Михайловна говорила мне, что Дуся и "посуду тянула", училась у отца. Отец - Михаил Кузьмич имел мастерскую, делал посуду - корчажки, кувшины, пашешницы, миски-черепушки, трубы для дымоходов.

Никитин с подвигнул сестёр Гончаровых вспомнить ремесло, привёз им глину и уговорил слепить свистульки. Промысел ожил.

К сожалению, тогда я ничего не знала о промысле и о М. А. Никитине. Прошли годы, пока связались в счастливую цепочку знакомства и взаимный интерес. Оказалось, что дорогой нам человек - Илья Николаевич Хегай добрый приятель Михаила Александровича. Приезжал к нашим мастерицам известный московский коллекционер Геннадий Михайлович Блинов. Он автор книг, о которых я только мечтала. И если бы я тогда знала, что его коллекция экспонировалась в Эрмитаже!!! Встреча и знакомство с Геннадием Михайловичем, что называется, решило мою участь.

Мы с мужем и дочерью пришли в гостиницу, увидели немолодого (как нам тогда показалось) человека, совершенно очарованного игрушками. Сказал, что всю ночь не спал, все любовался фигурками, которые расставил на гостиничном подоконнике. Мой муж посмотрел-посмотрел и сказал Вере: "Вот то и мать ждёт!"

Это ждало всю нашу семью. Сколько счастливых дней поиска и встреч пережили мы в поездках по России!

А старооскольская игрушка захватила меня, стала родной. Были и встречи, и поиски, и даже раскопки. Зиму 1991 года "еле пережила" в ожидании тепла, потому что мне стало известно, будто на Казацких буграх можно в канавах найти битые игрушки, черепки, словом, гончарные фрагменты. Да ещё бабушек ("мои бабушки" - так я их звала) уговорила, побродили по Казацкой слободе. Много порассказали, место, где дом стоял, показали. Жили большой дружной семьёй. Собирались за самоваром всей семьёй, приходили соседи. Угощением был белый хлеб к чаю, мужчинам - бутылочка красного вина. И не больше, а женщины: "Боже упаси, не пили, не заведено было".

В то время, когда бродили мы по буграм, Вознесенская церковь была в развалинах. Слава Богу, в нынешние времена она восстановлена, далеко видна краснокирпичная колокольня, ярко синий в звездах купол.

Потом я не раз бывала на улице Меловой, со стариками говорила и саперной лопаткой работала, на моё счастье глубокой осенью "тянули по улице газ". Подошла как-то бабуся, увидела меня ковыряющую в канаве мокрую глину: "Что же у тебя такая работа, деточка?", пожалела, принесла из сарая глиняного петушка, до войны еще ребятишкам покупала. Соседка её пришла, показала поглаз. Это сарай из меловых блоков, где работал её отец гончар. Там же стоял гончарный круг. Слово за слово, узнала, что на Пушкарке живёт её золовка, которая девочкой лепила игрушку. Нашла я Ларису Павловну Шамыгину и уговорила её лепить. Она это приняла как необходимость для меня и свою обязанность и вспомнила забытое.

Принесу ей глину, ну, думаю, на месяц работы. Где там! Через неделю всё готово, несу, обжигаю и снова ей на роспись. Так в январе 1992 года я получила её первые игрушки. Работы Ларисы Павловны были архаичные, простые. Жаль, что жизнь мастера оказалась недолгой. Осталась память и редкие игрушки.

Один корень питал всех мастеров - традиция. Второй составляющей промысла являются природные особенности глины, угаданные мастером. Старооскольская игрушка делается из цельного куска мягкой влажной глины. Глина серая, после обжига становится белой или слегка розовой. Мелкие детали добавляются прилепами. В нашем музее хранится довольно представительная коллекция глиняных игрушек. В основном это свистульки. Велико разнообразие образов, это - всадники (бабушки называли их казаками), коники, утушки, петушки, барыни и барышни, медведи, гармонисты Иваны (тоже так их называли мастерицы), бараны, лисички, коровки. Фигурки приземисты, с короткими ножками. Прилепами добавляли детали - гривы, рожки, шляпы. Прорезями делали глазки, рот.

Часто хвост фигурки животных или дополнительные детали барышень-барынь, вроде корзинки, младенца, являются загубником свистка, да по бокам два отверстия для извлечения звука. Полость свистка прокалывали палочкой с плоским концом, которую назвали шпыкачкой. Свистульки обжигали, закладывая в сырую, готовую к обжигу посуду или пространство между изделиями. Следы горнов были долго видны в меловых откосах слободы. Расписывали игрушки после обжига, в старину - пёрышками, в нынешнее время - кисточкой. Краски готовили на яйце, сейчас чаще - гуашь.

Традиционная роспись отражала существо фигурки. Коник был расписан полосками и солярным знаком на груди. Барышня в шляпе и платье расписном, а барышни в фартучках и шляпки отличались. Особенная роспись была у медведей - если медведица, то малыш-медвёжонок и у мамы юбка, фартук, у папы-медведя роспись соответствовала мужскому облику.

Совершенно очаровательны коровки в пятнышках и вымячком. Всадники на кониках - "казаки" с лампасами, погонами, в головных уборах.

Особенность игрушки в живой наивности образа, мягкости пластики, неглаженной, чуть шершавой фактуре поверхности и чистом глубоком звуке свистка.

Словом, как писал А. Фрумкин в статье к каталогу Всероссийской выставки "Народное гончарство России" в 1987 году: "Все игрушки забавны без всякой нарочитой претензии на юмор. Это настоящие детские игрушки. Их хочется расставить на столе и погнать на пастбище, как это делают вполне серьезно маленькие дети".

Ольга Михайловна и Наталья Михайловна Гончаровы прожили большую трудную жизнь. Последние годы их жизни, думаю, были счастливо озарены работой в гончарстве. В их скромной тихой квартире побывали московские гости - искусствоведы, педагоги, ребятишки. И все они были благодарными учениками. В 2008 году Наталье Михайловне исполнилось 90 лет. Удалось тогда устроить "Гончаровский фестиваль".

Радовались и гордились её родные, ученики и все мы, счастливые добрым вниманием мастеры.

Жаль традиция фестиваля не окрепла. Но традиции гончарства живы, работают мастеры, педагоги. Это важно и современный промысел будет жить.

Татьяна БРЫЖИК, 2014


ИГРУШКА В НАШЕМ ГОРОДЕ

Игрушка в нашем городе живёт давным-давно, утверждают, что с 18 века. Старый Оскол город старинный, возник как сторожевой пост более 400 лет тому назад. Окраины Руси требовали охраны и защиты. Служивые люди становились оседлыми, в границах крепости не помещались и город разрастался. Кстати, до сих пор остатки крепостной стены увидеть можно и место чудное - слияние двух рек Оскола и Оскольца.

Оскол - река судоходная в те давние времена. А историки говорят, что встречались здесь князь Игорь с братом Всеволодом идучи на врага. Неслучайно, в "Слове о полку Игореве" про Оскол сказано, что кони дружины мыли ноги в реке.

Всякая оседлость предполагает ремесло. А коль скоро глина на берегах видна, да и под черноземом ее не метр и не два, то и гончарством было резон заняться. Может и перенес кто ремесло из других дальних мест, а может быть бойцы-войны и соскучились по мирной работе, да и за глину взялись.
Далее...
Как было - неведомо, а возник в Осколе гончарный промысел. Слобода Казацкая эти жила и промышляла. Конечно, главным делом был кирпич, черепица, да трубы печные. А как необходимость - посуда - крынки, миски, плошки, кружки. И совсем уж для баловства-забавы - глиняные свистульки, да игрушки-фигурки.

Долго всё держалось. Ещё в 70-е годы, помню свой приезд в город, на базар телегами привозили крынки да горшки. Раскупали. А потом мастера состарились, молодёжь таким трудным делом заняться не хотела и промысел угас вовсе. И про свистульки забыли.

Но память о промысле жила и жили мастера-гончары. Заново "открыл" промысел московский коллекционер М. Никитин. Нашёл стариков-гончаров, познакомился с тремя сёстрами - Ольгой Михайловной, Натальей Михайловной Гончаровыми и Евдокией Михайловной Тарарыевой. В их семье, и фамилия-то - Гончаровы, отец был мастер, а свистульки и игрушки научила лепить мать. "Жили свистульками", - как говорили бабушки, - "долго ещё перед войной".

Никитин уговорил мастериц слепить несколько игрушек. Долго отказывались они, и сноровку, мол, потеряли, да и глины нет подходящей. Раздобыл им искусствовед глину и получились забавные фигурки. Игрушка особенная, не часто такую встретишь. И вот в 1987 году наши игрушки появились на Всероссийской выставке «Народное гончарство России».

Рядом со знаменитыми филимоновскими, хлудневскими, кожлянскими, абашевскими, вырковскими стояли и наши - старооскольские. Чем же так хороша эта забавная толпа из барышень, всадников, мишек, петушков и баранчиков? Глаз радует и формой и росписью. Хочется взять в руки, дунуть в свисток и еще раз свиснуть. И не поставишь сразу после звонкого свиста, в руках подержишь, рассмотреть хочется. Сколько не есть барышень, а все разные, кто младенца несет, кто корзинку, а кто просто руки в бок. А медведи!

Искусствоведы делят народную игрушку на крестьянскую, городскую и посадскую. Давно известны крестьянские - рязанские, каргопольские, городские - романовские. А посадская, казалось, навсегда утрачена. Именно такую нашли в Старом Осколе. И женские фигурки ярко представляют лицо промысла. Вот как писал о промысле А. Фрумкин: «В изображении животных также проявляется своеобразие этого промысла. В них нет условности примитивных крестьянских фигурок, нет и жанровой описательности городских. Крепкие кони, твердо стоящие на ногах, несут всадников. В баранах, птицах, коровах с первого взгляда узнаешь привычных домашних животных. Все игрушки забавны без всякой нарочитой претензии на юмор. Это настоящие детские игрушки. Их хочется расставить на столе и погнать на пастбище, как это делают вполне серьезно маленькие дети».

Гармонист, сидящий на табурете, бабушки называли его Иваном, барыни важные и барышни веселые, петушки и утушки, коровки в пятнышках, барышни с кавалерами, всадники-казаки, любимые детворой мишки, лиса с курочкой, барашки с завитыми рожками - вот какое игрушечное богатство мастериц Гончаровых.

Истинные мастера секретов не держат, гостям были рады, учили и ребятишек и взрослых. "И не хотели лепить, забыли уж давно, а руки свое дело делают," - так говорили.

Прошло время. Жива, слава Богу, Наталья Михайловна, исполнился ей 91 год. В прошлом году мастера, педагоги художественных школ провели в городе "Гончаровский фестиваль". Сколько благодарных людей пришли порадоваться мастерству и таланту гончаров.

Старооскольская глиняная игрушка "разлетелась" по миру, ею дорожат коллекционеры, она представлена в музеях. Конечно, есть опасность, что превратиться глиняная игрушка в стандартный сувенир. Будем верить, что нынешние мастера сберегут её, ведь это страница летописи народной жизни, которая писалась поколениями безымянных мастеров.

Татьяна БРЫЖИК, 2009